Ну не везет вселенной WH40K на компьютерные игры. Никак. Складывается ощущение, что как только в заголовке игры появляется отсылка к этой вселенной, на разработчиков ложится проклятие хаоса. А с учетом количества выходящих за последние пару лет проектов с таким «лейбачком», все чаще хочется вызвать Ordo Hereticus и устроить студиям разработчикам Exterminatus. Потому как каждый закручивает в свою, известную только богам хаоса, сторону. Про мобильные вахи даже вспоминать не хочется. WH Fantasy повезло больше, они оседлали движок Total War, и он идеально подходит под эту вселенную. А вот сорокатысячному тысячелетию так не повезло. Даже отлично зарекомендовавшие себя механики «Dawn of war» были безжалостно загублены во второй части. А в третьей серию окончательно добили. В результате мы имеем парадоксальную картину — в игры по вахе нормально могут играть только те, кто про ваху ничего не знает. У большинства остальных реакция варьируется от «Сжечь Еретиков» до «WAAAGH!!!».

Все это конечно лирика, но после выхода первой Армады я поставил игру, посмотрел и стер. Почему? Да потому что. Если это перенос настолки в комп, то почему не пошаговая? Если это не настолка, то почему двумерная? Если это настолка, то почему механики прокачки и расчет урона невнятные до безумия? Если это не настолка, то почему меня так урезали по очкам флота, что я мало мальски нормальную ОУГ (оперативную ударную группу) сформировать не могу под конкретную задачу?
В общем, когда вышла вторая «Армада» я решило таки заценить этот проект, предварительно загрузившись антидепрессантами и негрустином по лучшим народным рецептам. Во первых подкупало количество играющих в стиме, во вторых хвалебные отзывы на всех игросайтах (хотя цену этим отзывам знаю давно). Пока настраивал установку, в мозгу крутился старый анекдот про «миллионы мух не могут ошибаться…». Но вдруг я что то упустил при первом взгляде на игру? (Ну бывает, невыспался, похмелье или просто фазы луны) Первое что меня вырубило прямо на установочном экране — флагман флота Ультрамаринов, дредноут класса «Глориана», древний 26 километровый монстр. Так вот это явно не класс «Глориана». Даже рядом не летал. Ладно, спишем на полет фантазии разработчика, который умудрился линейно впихнуть аж пять пар макробатарейных палуб. Как бы, канона я не ждал, но и особых извращений с техникой тоже не предвиделось (а зря), ведь все давно проработано до последнего болта, да и принцип СШК (стандартные Шаблонные Конструкции) говорит о серьезной идентичности техники и флота Империума.
Дальше веселее. Дали мне миссию сопроводить транспорты через карту. Повторяю — ТРАНСПОРТЫ. И что я увидел на транспорте? Правильно — бронированный таранный нос. Отличительная фишка флота военного империума это бронеэкран на носу, происходит он из тактики флота — подойти поближе к противнику подставляя под огонь бронированный нос, развернуться бортом и разнести в пыль бортовым залпом макробатарей. На больших дальностях точность хромает. На транспорты ставить тяжеленный бронелист во всю морду смысла нет вообще. Но в игре они стабильно присутсвуют. Зачем?! (если не сказать круче). По логике применения транспорта, ему корму бронировать надо, чтоб не отстрелили пока сматывается.
Проржался, выдохнул, выбил орков, пошел в следующую миссию. И снова шедевр от разрабов. Нужно захватить данные. По идее на такие миссии выделяется группа отвлечения равная или более сильная чем эскорт, дабы занять охрану по полной, плюс группа захвата с превосходством по отношению к цели один к двум минимум. Иначе перспективы миссии очень и очень призрачные и ни один адмирал в трезвом уме и светлой памяти такую операцию не санкционирует, ибо вероятность провала зашкаливает. Но мы же в вахе, и именно ваха стала родной матерью понятия «превозмогать!». Вот вот — именно превозмогать и приходится в любой миссии. Не получать удовольствие от игры, от красивых тактических решений, а именно превозмогать — превозмогать тупость ии, превозмогать странные механики поднимающие щит до 100% эсминцу под огнем четырех линейных кораблей, превозмогать в конце концов скучный и затянутый сюжет.
К чему это я, а ну да, захват данных. 8 перезагрузок, пока не допер в чем фишка «скрипта» миссии. Против эсминца, крейсера охраны (или пары легких крейсеров — состав периодически менялся), и тяжелого крейсера хаоситов я смог выставить в заданных параметрах мощности флота свой фрегат, легкий крейсер и ударный крейсер. Т.е. почти равные силы, а с учетом начала игры и слабой прокачки экипажей то я бы на месте своего адмирала серьезно подумал бы попросить своего комиссара избавить меня от такого геморроя. А дальше было шоу — «Данные захвачены!» — мои спейсмаринеры сперли у хаоситов дискету с «хаоситскими девочками». 1,5 сек спустя «Данные потеряны!» — контрдесант хаоситов отобрал обратно дискету. Откат десанта 60+ сек, вражина свалила, так как мой КЛ перестреливался с хаоситским коллегой на другом конце карты. Ладно, подогнал ДВА корабля, игнор на дамаг и эскорт. «Данные захвачены», 1,5 сек после «Данные потеряны». Ха, тык во второй корабль «Данные захвачены», 1,5 сек спустя «Данные потеряны». Эскорт участвует в контрзахвате, откат 60+ сек, вражина в варп. Хммм… Решение было до гениального маразматичным — как только данные захвачены, надо прыгать аварийно в варп, тогда скрипт (СКРИПТ!!!) контрмер хаоса не включает высадку десанта и данные обратно не забираются. Ооооооо….
Миссия «Сохранить» данные поражает еще больше. Надо выжить 3 минуты и свалить в варп, при условии что кораблей орков в 2 раза больше, и если они тебя догоняют, то все, отобрать данные нереально, ибо все как в предыдущей — контрзахватов у них банально больше по количеству. Решение нашлось мгновенно — ЭСКОРТ! В миссию взял самые быстрые корабли и гонял по квадрату карты пока у орков голова не закружилась. А не будь этого маразма с захватами, можно было бы устроить отличную бойню на крейсерах и даже победить.
В общем, на долго кампании меня не хватило — превозмогать потуги разработчиков сделать игру интересной просто нереально. Зато нашел отличный режим «Скирмиш» с прокачкой кораблей, экипажей, адмирала и шикарными боями линейного флота. Если опустить все натяжки по канону, именно этот режим и позволяет отыграть настоящий Флот Империума. Как уже говорил, если не знаком с вахой, игра вполне ничего, и графика нормальная и геймплей в принципе неплох, своеобразная C&C в космосе. Но играть только в скирмиш или онлайн.
Убившись в кампании и порадовавшись режиму схватки, я на радостях заглянул в раздел флота космодесанта. И несколько завис. С учетом размера кораблей, в носу линкора космодесанта зияла километровая дыра. А где броня? Оружие то тоже самое что и у линейного флота, тактика та же самая, ему же в эти «ворота» во время сближения навтыкают все что только можно — от лансов до торпед. Да туда снаряд «Нова» загнать можно с другого края карты! Если это так показали, что кораблям надо тандерхавки запускать, так это умеет любой линейный корабль Империума, со времен Императора умеет. В общем, попытка наделить «фракцию» космодесанта уникальными спецухами вышла несколько неадекватной. Опять же, если ты не не знаком с историей, крестовыми походами и вообще с вархаммером, все вполне симпатично. Подумаешь, дыра в морде в километр…
Вторую часть «Армады» я запускал со странными чувствами. «Мы улучшили механики игры» после перлов первой части не внушало доверия. Сюжетка так и осталась слабым местом. Надо признать, сюжет это вообще слабое место почти всех игр по вахе. Вымученный он какой-то получается. Автор явно негр а не фанат вахи, и потому в основном льет воду и тянет кота за резину в долгий ящик, дабы хоть как то разбавить действо между ключевыми событиями. Графику подкрутили на отлично, все стало зрелищнее, красочнее. Хотя тактика так и осталась в зачаточном состоянии — у кого больше бронеутюгов топ ранга тот и победил. У компа их всегда больше, и комп всегда знает где ты. Вообще, бои по ощущениям сильно напоминают Ворд оф Варшип в режиме тактики. Корабли стреляют друг в друга, а урон считается по своему, корабли исчезают в радиусе видимости из прицела, но продолжают садить по тебе. Понятия «держать строй» не нашел. Может оно там где-то и есть, но я перепробовал все что знаю, и взводы и построения, но ничего нет. Кильватер не строится — если только не упороться отдавая команды на микроперемещения каждому кораблю формации. Интересная игра про флот, не правда ли )
И вроде все было как и в первой части, только лучше. И фракций больше и кораблей больше, и.. Оппа. А корабль теперь в 3D не посмотреть на верфи. Ну да, какой смысл смотреть как у тебя орудия на корыте расположены, какая тактика, вы о чем… Второе «оппа» было, когда я не нашел режима «Схватка». Теперь без прокачки, просто накидал флот и пострелушки. Хммм…. Не годится. У Империума слишком мало ресурсов чтобы вести бессмысленные войны.
В общем, сюжет я в конце концов прочитал на вики, погонял пару миссий за разные фракции, и понял, что играть в это больше пары часов в принципе не хочется. Потому что это не Вархаммер. А если это не Вархаммер, то игры с трехмерным космосом явно интереснее. Юпитер-Инцидент например пока никто не переплюнул по трёхмерности. А это получилась какая-то дота в под лейбачком «WH40K».